Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 47 человек

Межведомственный информационный проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Дата: 3 апреля 2020 в 12:58, Обновлено 3 апреля 2020 в 13:07
Автор: Гулько А. И.

     

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.БРЕСТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №27 Г.БРЕСТА»

Межведомственный информационный проект

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

                  Девиз проекта:

                                  «Быть здоровым,

                                                       жить активно – это стильно,

                        позитивно»

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

I ступень – «Школа, пропагандирующая здоровье»

IІ ступень – «Школа, содействующая укреплению здоровья»

IІІ ступень – «Школа здоровья»

Место реализации проекта

Главная идея проекта

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №27 г.Бреста»

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2018-2021 гг.

Участники проекта

Заместители директора, классные руководители, учителя, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

Принципы

  1. Культурологический подход: приобщение обучающихся к здоровому образу жизни.
  2. Деятельный подход: игровой, творческий, проектный.
  3. Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.
  4. Комплексный подход: использования профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Интернет-сайт учреждения образования, информационные стенды, публикации в средствах массовой информации

2. ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Забота о здоровье ребенка это важнейший труд учителя»­ – говорил  Сухомлинский В.А., но и семья не должна оставаться в стороне.

Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Именно школа совместными усилиями с родителями должны  содействовать формированию правильного понятия: «А что такое здоровье и что такое здоровый образ жизни?», «Как правильно формировать знания у учащихся и родителей о здоровом образе жизни?».

Содействие здоровью в условиях школы – это «любая деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья всего школьного сообщества». Содействие здоровью в школах включает образование по вопросам здоровья в классе, пропаганду здорового образа. Кроме того, это все действия по созданию здоровой школьной среды.

Школа должна стремиться к здоровью и  благополучию всех участников образовательного процесса с помощью системного и комплексного подхода.

Поэтому педагогическому коллективу школы, родительской общественности необходимо объединить усилия по наращиванию потенциала по развитию знаний, навыков и заинтересованности всех членов школьного сообщества в укреплении здоровья и повышении уровня благополучия.

В связи с этим положено начало реализации межведомственного информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и вне школы). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Цель проекта:

Создание условий для формирования личности учащегося – здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению окружающей среды.

Задачи:

– повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;

– воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;

– формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;

– обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни.

– активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья иных заинтересованных организаций и специалистов.

– реализация системы профилактических мероприятий, организация физкультурно-массовых мероприятий;

– создание в учреждении оптимального двигательного режима для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– оптимизация системы психологической помощи учащимся;

– создание системы содержательного, информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

– расширение  взаимодействия  школы, родителей и общества                        в контексте укрепления здоровья.

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Школа призвана обеспечить не только образовательный процесс, но и содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья и помочь родителям воспитать здорового физически развитого ребенка.

Важная роль принадлежит организации образовательного процесса, учебной нагрузке. В школе сложилась собственная система работы по формированию здорового образа жизни:

– организация образовательного процесса в соответствии с требованиями СанНиП;

– организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися школы;

– работа социально-педагогической и психологической службы по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья;

– внеклассная работа по здоровому образу жизни организовывается учителями, классными руководителями, педагогом-организатором;

– медицинское сопровождение учащихся школы;

– организация питания;

– сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями;

– участие в конкурсах, акциях.

Реализация работы школы данных направлений осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников образовательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

Выполнение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо и в полной мере выполняется в нашем учреждении образования. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.

Обучение здоровому образу жизни, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения - актуаль­ная задача школы.

Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в деятельности классного руководителя.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи, по формированию здорового образа жизни играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по приобщению родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями.

Одним из направлений в планировании работы классных руководителей школы со своими классными коллективами является «Формирование здорового образа жизни». Таким образом, классному руководителю необходимо выбрать формы и эффективные методики, которые подходят именно его ученикам, ближе его индивидуальным и возрастным особенностям, и реализовать их на практике.

Анализ посещенных внеклассных мероприятий показал, что к подготовке и проведению классных часов классные руководители привлекают самих ребят. Ребята  готовятся к беседам дома, привлекая родителей, а в классе высказывают свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, ищут пути решения в тех или иных ситуациях.

Классными руководителями первой ступени обучения проводятся мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию школьников. Задача классных руководителей с первого класса знакомить учащихся с пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни, обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, учащиеся просматривают видеоролики по проблемам здоровья, создают буклеты, памятки,

Знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, культура приобретения навыков личной гигиены, полезных привычек необходимы нашим детям. Для решения этих задач классными руководителями проводятся беседы и классные часы на темы: «Гигиена человека – залог здоровья», «Как уберечься от гриппа и простудных заболеваний», «Профилактика гриппа – это важно!», «Правильная осанка – залог здоровья», «В гостях у Мойдодыра» и другие. В работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия с родителями. Среди них хотелось бы особенно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я – здоровая семья»,  «Мы за здоровый образ жизни!», «Мама, папа, я – спортивная семья!», «В гостях на поляне у Дедушки Мороза», «Веселые старты» и др.

Педагогический коллектив школы работает согласно Государственной программе по формированию здорового образа жизни, над задачей сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения и во внеурочное время:

– внедрены в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии;

– принципы здоровьесбережения ложатся в основу образовательной деятельности педагогов;

– с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся.

 Цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи, которые педагогический коллектив ставит в своей работе на первое место:

– обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на период обучения в школе;

– снизить уровень заболеваемости учащихся;

– сохранить работоспособность на уроках;

– сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;

– сформировать систему спортивно-оздоровительной работы.

Для решения этих задач в школе создана здоровьесберегающая среда.

Учителями физической культуры и здоровья, учителями-предметниками  увеличивается двигательная активность детей.

Для этого в классах, школе  проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Для снятия эмоционального напряжения, усталости у учащихся учителями начальных классов проводятся физкультминутки на уроках.  Для учащихся 1-2 классов проводятся динамические перемены на свежем воздухе. Подвижные  игры с различной эмоциональной окраской и степенью подвижности.  Дети не только отдыхают физически, но ещё и получают заряд положительных эмоций. Также в учреждении образования становится традицией проведение тематических флешмобов под руководством педагога-организатора Сайко И.А., которые собирают большое количество учащихся.

Классными руководителями в классе проводятся уроки здоровья. Темы для них классные руководители подбирают актуальные и интересные для учащихся: классный руководитель Цымбалова И.В., Панасевич И.А. «Правила счастливого человека». Классные руководители Солышко Т.М., Яроц Т.В, Сыч Н.Н., Алексеюк Н.В., Сацюк Е.Р., Герасимчук Н.Г., Козак А.В., Мазур С.Э., Кислюк В.К. проводят тематические мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек, а именно курения, употребления алкогольных напитков:  «Курить – здоровью вредить!», «Пивной алкоголизм», «Токсичные вещества и ПАВ».

Главная цель уроков здоровья, проводимых классными руководителями – всестороннее развитие личности на фоне доступного в школьном возрасте уровня физической культуры. Темы уроков в начальной школе: «К нам приехал Мойдодыр!», классный руководитель Панасюк Р.И., «Если хочешь быть здоров», классный руководитель Карпюк Н.Ю. и др. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, ближе знакомятся друг с другом и сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Ведется работа по формированию и пропаганде здорового образа жизни учителями на факультативных занятиях и объединениях по интересам (Парафенюк И.А., 4 «Г» класс «Азбука здорового питания», Дорошук Г.С. 8 классы «Здоровый образ жизни», Луговая Н.И., 5-8 классы «Здоровое поколение»).

В рамках месячника по профилактике суицидального поведения среди учащихся  в школе с 10 сентября по 5 октября (ко Всемирному дню предотвращения самоубийств) специалистами социально-педагогической и психологической службы, классными руководителями проведена профилактическая акция "Жизнь прекрасна". Целью акции являлась профилактика суицидального риска среди учащихся школы через осознание понятия "успех", "внушение веры в себя, в свои силы".

В рамках месячника прошли следующие мероприятия:фотовыставка «Позитив через объектив»,мероприятие «Возьми радость с собой», рисунков «Дай жизнь картинке», классные часы для учащихся 9-11 классов -  «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней», «Трудности подросткового возраста. Как с ними справиться?»; для 6-8  «Искусство жить достойно», «На что потратить жизнь», для 5-х классов «Дружба и взаимовыручка», для 1-х классов были проведены часы общения по адаптации и формированию благоприятного микроклимата в классных коллективах «Вместе весело шагать!». С учащимися 9-11классов была проведена групповая диагностика психоэмоционального состояния учащихся. Для педагогов на учебно-методических объединениях классных руководителей с учителями проводилось психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков разрабатывались информационные листовки «Признаки депрессии у подростков. Факторы суицидального риска». Организовывалось консультирование педагогов по вопросам профилактики суицидальных тенденций у подростков, обучение подростков поведению в трудных жизненных ситуациях, формированию у учащихся жизнеутверждающих установок.  Для родителей организовывались родительские лектории с 11.09. – 17.09.2018  на темы: «Роль семьи в профилактике суицидального поведения подростков», «Влияние семьи на формирование жизненных ценностей ребёнка».

В рамках сотрудничества с Белорусской православной церковью  на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №27 г.Бреста» было организовано объединение по интересам «Основы православной культуры» для 1-6 классов. Руководила объединением Черникова О.Е.

В течение учебного года  на учебно-методических объединениях классных руководителей с учителями проводилось психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Таким образом, одним из обязательных направлений деятельности педагогического коллектива Государственного учреждения образования «Средняя школа №27 г.Бреста» является сохранение психического здоровья детей и профилактика суицидального поведения.

Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому главной задачей педагога остаётся организация урока в  соответствии со здоровьесберегающими технологиями.

Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и с резким увеличением нагрузок на отдельные органы. При посещении уроков  начальных классов выяснилось, что учителя используют комбинированные уроки с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических  упражнений и др. (для  снятия утомления  достаточно  3-4 минут). Несомненно, лучшим методом сохранения работоспособности учащегося на уроках является смена видов деятельности. Учитывая, что фаза активного внимания младших школьников не превышает 25 минут,   часть времени урока используется на проведение физкультминуток.

На уроках в начальной школе широко используются весёлые физкультурные минутки в стихотворной форме,  когда двигательные упражнения сопровождаются хоровой декламацией. Физкультминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определённых частей тела и органов. Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки.

Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, самой утомительной является необходимость поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от детей сохранения неподвижности в течение всего урока.

Переключение с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться изменением позы ребёнка. С этой целью классы оборудованы конторками, которые активно используются учителями на уроках. Также на протяжении учебного года во всех классах в рамках  акции «Правильная осанка – залог здоровья!» проводятся профилактические мероприятия.

В ходе посещения уроков, внеклассных мероприятий выявлено, что всеми учителями, классными руководителями проводятся физкульминутки, проводятся динамические паузы и другое.

Педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.

Рассадка учащихся в каждом классе осуществляется согласно рекомендациям медицинской сестры.

Дополнительные направления работы, которые используются педагогическим коллективом по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, по созданию условий сохранения здоровья школьников.

На начало каждого учебного года во всех  кабинетах начальной школы организовывается питьевой режим, классными руководителями этот вопрос контролируется.

Проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в активно протекает мозговая активность,  работают легкие; чисто вымытая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это продуктивная работа глаз. Поэтому дежурным учителям, классным руководителям, заведующим учебных кабинетов строго контролируется соблюдение санитарных норм и правил по содержанию учебных кабинетов в чистоте и порядке, а также проводится своевременное проветривание кабинетов.

Привлекаются к поддержанию санитарного порядка в классе дежурные по классу, дежурные по школе, а также контроль  за соблюдением учащимися правил личной гигиены, опрятностью. Также ежедневно учащиеся строго придерживаются утвержденных правил поведения для учащихся в школе, выполняют обязанности дежурного по школе, по классу.

Профилактика травматизма проводится путём проведения изучения требований безопасности с учащимися, включение вопросов в повестку родительских собраний «Об ответственности родителей за воспитание детей».

Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации  стопроцентного охвата всех учащихся горячим питанием в школьной  столовой), витаминизация. С целью просвещения учащихся и родителей оформлен  стенд «Здоровое питание», расположенный в обеденном зале столовой.

Также в школе имеется информационное обеспечение деятельности педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни.

В рамках информационного просвещения на интернет-сайте школы создан раздел «Здоровый образ жизни», в котором размещена информация и рекомендации для учащихся и родителей по воспитанию здорового ребенка. Раздел систематически обновляется новыми материалами и информацией. Необходимо стремиться к тому, чтобы сайт школы стал связующим звеном между школой и родителями, а для этого классными руководителями на классных родительских собраниях доводится информация о размещенной информации и его существовании.

На протяжении учебного  года классными руководителями в рамках проведения внутришкольных конкурсов, выставок рисунков выпускаются плакаты, рисунки, мотиваторы пропагандирующие здоровый образ жизни, посвященные различным темам здорового образа жизни: «Опасность – СПИД», «Здоровый образ жизни» и др.

Все эти мероприятия направлены на повышение информированности учащихся и родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Работа по формированию здорового образа жизни в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Именно родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребенку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье.

От взаимодействия школы и семьи каждый участник этого содружества

приобретает:

– возможность получить новые знания о здоровье;

– возможность приобщения к “живому” опыту других семей и использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;

– возможность узнать о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья.

Педагог, а тем более классный руководитель, относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего общения с семьей. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области здоровья в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей. Без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя и, гораздо меньшей степени, врача реально взять на себя функцию просвещения родителей некому.

Просветительство семьи – крайне важная часть этой деятельности.

И педагог, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи.

В школе оборудованы информационные стенды «Основы безопасности жизнедеятельности», через которые ведется информирование учащихся об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, передвижения на транспорте.

Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.

Воспитательный процесс в группах продленного дня осуществляется в соответствии с режимом: прогулка на свежем воздухе, организация горячего питания, сон (1 классы), спортивные занятия, занятия по интересам, выполнение домашнего задания. Все виды деятельности организуются при обязательном выполнении требований СанНиП. Основными мероприятиями по воспитанию здорового образа жизни, которые проводят воспитатели группы продленного дня со своими воспитанниками являются сюжетно-ролевые игры, практические занятия по привитию гигиенических навыков, спортивные часы, прогулки.

Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы.

Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает педагогу-психологу выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.

Педагог-психолог на основе тестирования по запросу проводит коррекционную работу по индивидуальным запросам учащихся и их родителей.

Педагоги социальные используют различные формы для эффективной работы по формированию здорового образа жизни: интерактивные игры, круглые столы,  диспуты с просмотром видеороликов.      

Учителями физической культуры и здоровья на начало учебного года проводится  мониторинг уровня физической подготовленности учащихся 5 – 11 классов, в ходе которого определяется не только уровень подготовленности каждого класса, но и каждой параллели.

В школе большое внимание уделяется спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе. Ежегодно проводятся различные спортивные соревнования: по волейболу, футболу, баскетболу, пионерболу, легкой атлетике, лыжам в рамках внутришкольной спартакиады школьников. Стало традицией  проведение спортивных праздников, Дней здоровья, школьных мероприятий «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», во время каникул проведение товарищеских встреч с командами близлежащих учреждений образования.

Сборные команды школы заняли призовые места в круглогодичной спартакиаде школьников Ленинского района по таким видам спорта, как легкоатлетический кросс, баскетбол, пулевая стрельба, «Защитник Отечества».

Объединения по интересам спортивной направленности посещают около 30% учащихся. Также для наших ребят открыты двери в спортивные секции СДЮШОР, ЦОР «Виктория», СК «Динамо», Гребного канала, Ледового дворца и др.

Классные руководители совместно с родителями, начиная с первого класса, организуют экскурсии, туристические походы, что способствует формированию навыков здорового образа жизни и в семье.

Медицинское сопровождение в школе организуют работники учреждения здравоохранения «Брестская городская  больница №2» Сергеева С.Г. и Мицкович А.А.

Контроль со стороны медицинской сестры за выполнением требований СанНиПа, организации образовательного процесса, питания школьников – действенная помощь руководству школы в узких профессиональных вопросах.

Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинской сестрой классные руководители, учителя физкультуры, руководство школы. В лист здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре, показатели физического развития.

Ежедневно классными руководителями обеспечивается анализ причин пропусков уроков.

Одним из важнейших направлений в работе по формированию здорового образа жизни является сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями и приглашение их на родительские собрания.

 Специалисты УЗ «Брестская городская  больница №2» Сергеева С.Г. и Мицкович А.А.,  УЗ «БОНД г. Бреста» Прецкайло В.И. , УЗ «БОПНД  г. Бреста» выступают перед нашими учащимися, родителями с лекциями, сопровождают свое выступление  наглядностью.

Немаловажным фактором сохранения и укрепления здоровья школьников является хорошо организованная система питания в школе, которая ставит перед собой следующие задачи:

- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;

- прививать учащимся навыки здорового образа жизни, личной гигиены;

- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

Для пропаганды здорового питания стало традицией проведение в школе акции «Школьное питание – залог здоровья».  Ежеквартально учащиеся и родители получают информацию о пользе здоровой пищи.

В школе охват горячим питанием составляет 93%. Многие ребята, кроме завтраков, покупают и обеды, так как во второй части учебного дня организованы в школе факультативы, стимулирующие и поддерживающие занятия, дополнительные образовательные услуги.

В рамках акции прошли мероприятия:

– консультирование по вопросам здорового образа жизни, измерение АД, взвешивание с расчетом ИМТ и др.

– выставка стенгазет, выставка-презентация "Здоровье на тарелке", выступление агитбригады "Новое поколение выбирает правильное питание".

С целью повышения информационно - просветительской деятельности, профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании среди молодёжи и во исполнение годового плана работы учреждения образования в школе проводится работа по формированию знаний у обучающихся представление  о  происхождении  вируса  иммунодефицита  человека,  о способах его передачи, течении болезни, способах защиты; выработка активной  жизненной  позиции  по  предотвращению  поведенческих рисков,  связанных  с  возможностью  заражения  ВИЧ.

– учащиеся 8-10-х посещают кинолекторий с просмотром фильма «Осколки разбитой юности».

С целью формирования убеждения  в  необходимости  соблюдения  здорового  образа  жизни и с целью профилактики ВИЧ-инфекции; формирование представления о реальных масштабах распространения ВИЧ 01.03.2019 в школе состоялась информационно-образовательная школьная акция «Скажи наркотикам нет!», посвященная Международному Дню борьбы с наркотиками с участием заинтересованных субъектов профилактики.

В рамках акции проведены игровые тренинги «Умей сказать нет», «Жизнь с болезнью»,  викторина «Что я знаю о наркомании», распространение информационно-образовательных материалов.

Педагогами социальными, педагогами-психологами  проводятся следующие профилактические мероприятия: просмотр видеоролика «Наркотики и подросток», «Ситуационная игра «Как сказать нет», «История возникновения и профилактики СПИДа» и др.

В рамках шестого школьного дня проводятся спортивные состязания для учащихся  5-7-х классов, в ходе которых школьники совместно с учителями физической культуры и здоровья, а также педагогами дополнительного образования спортивной направленности состязаются в спортивных соревнованиях по различным видам спорта.

Еще одним из направлений внеклассной работы по формированию здорового образа жизни является организация школьного оздоровительного лагеря во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 – 10 классов. В оздоровительном лагере (осеннем, зимнем, весеннем) оздоровилось 180 человек. Для учащихся в летний период также функционируют оздоровительные лагеря:

- круглосуточный «Колокольчик» для 1-2 классов (60 человек);

 - дневной оздоровительный «Солнышко» для 3-7 классов (80 человек);

- профильный оздоровительный «Березка» для 7-8, 10 классов (90 человек);

- трудовой лагерь для 8-10 классов (25 человек).

В рамках работы оздоровительных лагерей проводится спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа: утренняя зарядка, пятиминутки здоровья и др.

4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ  РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Функции  медицинской службы:

– медосмотр обучающихся,  определение уровня физического здоровья;

– выявление учащихся специальной медицинской  группы.

   2. Функции руководства школы:

– общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

– общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

– организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;

– организация и контроль учебных, факультативных занятий по физической культуре и здоровью, объединений по интересам спортивной направленности;

– обеспечение работы спортивных залов, спортивного ядра школы во внеурочное время и во время каникул;

– разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся  и ее контроль;

– организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья  и ее контроль;

– создание банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

– организация и контроль работы социально-педагогической и психологической  службы учреждения образования.

3. Функции классного руководителя, воспитателя групп группы продленного дня:

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

– организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:

– частых заболеваний учащихся;

– детского травматизма на дорогах;

– наркомании,  токсикомании, табакокурения;

– организация и проведение профилактических работы с родителями;

– организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ г. Бреста, комиссии по делам несовершеннолетних, медработниками, врачом-наркологом, работником Красного креста;

– организация и проведение:

– внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, коллективно-творческая деятельность, конкурсы и акции др.) в рамках программы здоровьесбережения;

– исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;

– диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 Первый этап: Подготовительный (2018/2019 учебный год)

I ступень – «Школа, пропагандирующая здоровье»

1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.

2. Подготовка программно-методического обеспечения. (создание рабочей группы по сохранения здоровья учащихся).

3. Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья».

4. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта  «Школа – территория здоровья».

5. Рассмотрение вопроса «Взаимодействие семьи и школы в приобщении школьников к здоровому образу жизни» на педагогическом совете школы.

6. Участие в районных, областных и республиканских акциях, конкурсах по формированию здорового образа жизни.

Второй этап: Практический (2019/2020)

          IІ ступень«Школа, содействующая укреплению здоровья»

         Реализация проекта  «Школа – территория здоровья».

1. Проведение заседаний Методического совета учреждения, учебно-методического объединения классных руководителей;

2. Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,

3. Создание методической копилки опыта, трансляция накопленного опыта в средствах массовой информации;

4. Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;

5. Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

6. Контроль за организацией образовательного  процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

7. Внесение изменений в проект «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2020/2021).

IІІ ступень – «Школа здоровья»

1. Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.

2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья».

3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.

4. Обсуждение итогов реализации проекта  «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.

5. Распространение накопленного опыта.

6.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

– повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение подростков;

– развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;

– улучшение знаний детей о здоровом образе жизни;

– повышение мотивации к двигательной активности;

– формирование устойчивых моделей поведения, препятствующих употреблению ПАВ;

– проведение совместных акций и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни с партнерскими учреждениями и организациями.

– повышение уровня воспитанности детей и подростков.

 – учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

7. КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЕКТА:

– формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

– формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

– формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

– формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

7.КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.  Общее руководство осуществляет рабочая группа.

9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Медицинское  направление предполагает:

– создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

– составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

– проведение физкультминуток;

– систематическое использование конторок в образовательном процессе;

– использование тренажеров для глаз;

– гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;

– четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;

– планомерная организация питания учащихся;

– проведение обязательного медицинского обследования.

Просветительское  направление предполагает

– организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

– пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; организация встреч с представителями Белорусской православной церкви, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через организацию уроков, внеурочной деятельности).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

– использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;

– обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

– развитие познавательной и учебной мотивации;

– формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

– организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

– организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

– привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

– широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школе.

Диагностическое  направление предполагает:

– проведение  мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;

– режим дня, бытовые условия;

– внешкольная занятость дополнительными занятиями.

10. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  

ТЕХНОЛОГИИ:

– здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

– здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

11. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:

1. Приведение аргументов учащимся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника (приглашение спортсменов, тренеров, медицинских работников)

2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание учебных кабинетов на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

6.  Ежемесячное проведение акции «Чистый класс» в  учебных кабинетах.

7. Обеспечение 100 %учащихся   горячим питанием в столовой.

8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в объединениях по интересам, секциях, действующих в учреждении и вне его.

10.  Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

11. Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

12. ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Учет состояния детей:

– определение группы здоровья;

– учет посещаемости уроков;

– контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы учебных кабинетов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

– организация работы спортивных объединений по интересам, клуба «Юный олимпиец», проведение уроков физической культуры и здоровья;

– индивидуальные занятия;

– организация подвижных перемен;

– дни здоровья;

– организация физкульминуток на уроках;

– организация оздоровительных лагерей в течение года.

3. Урочная и внеурочная работа:

– открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, основ безопасности жизнедеятельности;

– открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, объединения по интересам;

–проведение олимпийских уроков, посещение зала Олимпийской славы, физкультурно-оздоровительных объектов Республики Беларусь;

– проведение семинаров по здоровому образу жизни.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.